Продолжаем цикл публикаций о первом наркоме здравоохранения РСФСР, имя которого носит наша больница.
Когда Николай Семашко начал свою врачебную карьеру, заболеваемость тифами, оспой, дизентерией, дифтерией, скарлатиной среди населения глубинки была очень высока. Сплошная неграмотность и отсутствие элементарных медицинских знаний среди населения были обычными явлениями.
Первым «боевым крещением» Николая Александровича была работа по ликвидации эпидемии дифтерии в селе Орлов Гай. Благодаря знаниям, энергии и настойчивости Н.А. Семашко добился поставки противодифтерийной сыворотки из Самары и с успехом использовал ее для лечения больных.
Затем последовала борьба с новой эпидемией, молниеносно унося-щей жизни людей, в деревне Новая Александрия. В рассказах С.Б. Ласкина «Главный доктор Республики» мы встречаем такие строки: «Деревня Новая Александрия встретила Н.А. Семашко угрюмой тишиной. Он остановился у первой избы и заглянул во двор. Ставни закрыты, ни души». Врачи заподозрили легочную чуму, «черную смерть». Молодой врач начал систематическое обследование больных и лабораторные исследования, которые угрожали ему заражением.
После проведенных микроскопических исследований, обнаружения возбудителя сибирской язвы, установления истинного диагноза Н.А. Семашко были предприняты санитарно-гигиенические меры, направленные на снижение заболеваемости: профилактические осмотры жителей деревни, обработка хлорной известью надворных и жилых построек, кипячение хозяйственных принадлежностей, обеззараживание шерсти в крестьянских хозяйствах, осушение болот. Карантин был снят, деревня Александрия спасена от уничтожения.
Н. А. Семашко проводил с крестьянами беседы, читал им лекции, разъясняя не только особенности инфекционных болезней, но и меры их предупреждения. Между тем санитарное просвещение и разноплановая общественная работа были строжайшим образом ограничены. Даже санитарно-просветительные лекции разрешалось читать только по тексту, утвержденному начальством. Однако Н.А. Семашко не выполнял этих требований, а читал «от себя», выходя далеко за пределы санитарно-просветительной темы, за что подвергался строгому надзору полиции.
В следующей публикации мы расскажем о продолжении Н.А.Семашко революционной деятельности, его эмиграции в Женеву и встрече с В.И.Лениным.