В продолжение цикла публикаций о Н.А.Семашко расскажем о революционной деятельности первого наркома здравоохранения РСФСР.
Начал ее Н.А.Семашко еще в гимназии, где вступил в подпольный кружок. Гимназический инспектор, прознавший о нем, донес информацию до директора.
Последовавший обыск выявил дома у членов кружка запрещенную литературу. Трое товарищей Н.А.Семашко были отчислены из гимназии. Надо отметить, что учились они к этому моменту уже в последнем классе.
Вокруг кандидатуры Николая на педсовете была большая дискуссия. Часть педагогов была настроена на отчисление, другая считала его примерным учеником и выступала против применения столь сурового наказания.
В итоге компромисс был найден: Н.А.Семашко позволили доучиться, но без золотой медали, которая полагалась ему как отличнику.
В медицинском институте Николай вступил в нелегальную студенческую организацию и даже был избран в ее Совет, но вскоре был арестован за участие в революционном движении и сослан на родину в Орловскую губернию под гласный полицейский надзор.
Через три года ему удалось продолжить учебу, но уже в Казанском университете.
В Казани Семашко организовывал социал-демократические кружки и вел пропагандистскую работу с рабочими. В 1901 г. при его участии прошла массовая студенческая манифестация, к которой присоединились рабочие крупных заводов. Семашко вновь был арестован и сослан из Казани. Ему запретили жить в университетских городах, и чтобы годы учебы в университете не пошли насмарку, Семашко поселился на полуразвалившейся даче за городом. По вечерам, загримировавшись, он бегал в город и усиленно готовился к экзаменам. Осенью Николай блестяще их сдал и даже получил диплом «лекаря cum eximia Haude» — лекаря с отличием.
Процесс получения высшего медицинского образования растянулся на целые 8 лет.
Получить достойную работу лицу, находившемуся под надзором полиции, было непросто. Помогли друзья.
Трудовой и профессиональный путь Н.А. Семашко как земского врача, специалиста в области медико-санитарного дела, санитарного просвещения начался в Самарской губернии в Новоузенском уезде, куда он был командирован на борьбу с эпидемиями.
В этих местах произошло становление молодого врача. Вспоминая годы работы в Новоузенском уезде Николай Александрович писал: «Я был и жнец, и в дуду игрец, и терапевт, и хирург, и акушер, и педиатр — все...». Подробнее об этом — в наших следующих публикациях.